Главная \ Статьи \ Капитал-шоу или поле чудес при строительстве хирургического корпуса онкологической больницы в Ярославле
Капитал-шоу или поле чудес при строительстве хирургического корпуса онкологической больницы в Ярославле
Дата публикации: 17.05.2019 23:06
Капитал-шоу или поле чудес
при строительстве хирургического корпуса онкологической больницы в Ярославле
Исходные данные:
Заказчик - Государственное казённое учреждение Ярославской области «Единая служба заказчика»
Уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Ярославской области
Извещение № 00171200001919000390 о проведении электронного аукциона на строительство "государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" размещено 12 апреля 2019 года.
Начальная (максимальная) цена контракта 1 951 369 390,00 рублей
Вопрос 1.: Создают ли черные прямоугольники в проектной документации конкурентное преимущество при участии в аукционе?
Проектно-сметная документация на строительство хирургического корпуса размещена в Единой информационной системе вместе с извещением о проведении закупки.
В файлах проектной документации с помощью технических средств исключены марки, модели оборудования, наименование производителей, а в отдельных случаях технические характеристики и ГОСТы, которым должно соответствовать оборудование.
Следовательно, подрядчик, желающий принять участие в закупке, узнает марки, модели и производителя оборудования только ПОСЛЕ заключения контракта. Заменить оборудование, указанное в проекте, можно только на товары с улучшенными характеристиками и при наличии согласия заказчика.
Рискованно? Очень!
В рамках общественного обсуждения крупной закупки я дважды задавала вопрос о наличии черных прямоугольников, не позволяющих участнику закупки подготовить ценовое предложение.
С ответом о запрете указывать в документации марки не могу согласиться. Пункт 1 части 1 ст. 33 44-ФЗ гласит: «В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки».
Я не думаю, что размещение документации в полном объеме (с марками, моделями, товарными знаками, ГОСТами) приведёт к ограничению конкуренции.
Использование «черных прямоугольников», напротив, ограничивает конкуренцию и создает конкурентное преимущество для разработчиков проектной документации – у них есть полная спецификация оборудования и возможность оценить себестоимость реализации проекта. Об этом факте говорится в жалобе РОО ОО «СТОПКартель», поданной в УФАС ЯО до момента окончания подачи заявок на участие в закупке (14.05.2019): «Кроме того, исключение марок, характеристик и указаний на производителя влечет необоснованное конкурентное преимущества участникам, имеющим доступ к проектной документации (например, в случае, если разработкой проектной документации занималась группа компаний, осуществляющих не только проектные, но и строительно-монтажные работы). Следствием ограничения конкуренции станет 1 поданная заявка».
А теперь самое главное:
Единственная поданная заявка на участие в аукционе принадлежит АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЕКС".
А кто является разработчиком проектной документации, на основании которой будет выполняться работы?
Правильно, АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЕКС".
С нетерпением ждём решения Ярославского УФАС о наличии или отсутствии ограничения конкуренции и создания конкурентного преимущества.
Вопрос 2.: Куда делась проектная документация 2014-2015 года, разработанная ПАО "Ярославский проектный институт "Резиноасбопроект", и откуда взялась проектная документация 2018 года, разработанная АО «Группа компаний «ЕКС»?
В 2014 году Заказчик - Государственное казённое учреждение Ярославской области «Единая служба заказчика» - проводил открытый конкурс на выполнение работ по организации подготовки проектной документации для строительства хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями ГБУЗ ЯО «Областная клиническая онкологическая больница», по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, проспект Октября, дом 67 (извещение №6.2/01-1843).
Победителем было признано ОАО «Ярославский проектный институт «Резиноасбопроект».
Государственный контракт заключен в 2014 году, 1 июня 2016 года подписан Акт исполнения обязательств, получено заключение экспертизы, подрядчику оплачено 20 380 000,00.
19 декабря 2014 года Заказчик разместил извещение о закупке у единственного поставщика услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, для строительства объекта капитального строительства "Хирургический корпус с инженерными коммуникациями и сооружениями ГБУЗ "Областная клиническая онкологическая больница" Ярославская обл., г. Ярославль, проспект Октября, д.67.
Сведения о контракте в реестре контрактов отсутствуют.
24 октября 2018 года Заказчик размещает два извещения о закупке у единственного поставщика:
- Оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)"
- Оказание услуг по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту капитального строительства "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)"
Сведения о контрактах в реестре контрактов отсутствуют.
Отсутствие сведений о контактах в реестре контрактов может быть по двум причинам:
а) Контракт не заключен
б) Контракт заключен, но не размещен заказчиком в реестре контрактов
В 2014 году Заказчик - Государственное казённое учреждение Ярославской области «Единая служба заказчика» - проводил открытый конкурс на выполнение работ по организации подготовки проектной документации для строительства хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями ГБУЗ ЯО «Областная клиническая онкологическая больница», по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, проспект Октября, дом 67 (извещение №6.2/01-1843).
Победителем было признано ОАО «Ярославский проектный институт «Резиноасбопроект».
Государственный контракт заключен в 2014 году, 1 июня 2016 года подписан Акт исполнения обязательств, получено заключение экспертизы, подрядчику оплачено 20 380 000,00.
19 декабря 2014 года Заказчик разместил извещение о закупке у единственного поставщика услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, для строительства объекта капитального строительства "Хирургический корпус с инженерными коммуникациями и сооружениями ГБУЗ "Областная клиническая онкологическая больница" Ярославская обл., г. Ярославль, проспект Октября, д.67.
Сведения о контракте в реестре контрактов отсутствуют.
24 октября 2018 года Заказчик размещает два извещения о закупке у единственного поставщика:
- Оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)"
- Оказание услуг по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту капитального строительства "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)"
Сведения о контрактах в реестре контрактов отсутствуют.
Отсутствие сведений о контактах в реестре контрактов может быть по двум причинам:
а) Контракт не заключен
б) Контракт заключен, но не размещен заказчиком в реестре контрактов
Если контракт заключен, но не размещен в реестре контрактов – это нарушение требований 44-ФЗ. По другим аналогичным закупкам заказчик данные в реестре контрактов разместил.
Если контракт не заключен, то кем, когда и на каком основании проводилась экспертиза проектной документации и оценка достоверности сметной стоимости?
В заключении об оценке достоверности сметной стоимости есть следующая фраза: «Контракт от 17.10.2018 № 1298Д-18/ГГЭ-13679/07-01/ГС возмездного оказания услуг по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости между ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ГКУ ЯО «Единая служба заказчика»».
Следовательно, еще один вопрос: каким образом сначала заключается контракт, потом размещается извещение? Если контракт был заключен по пункту 4 части 1 ст. 93 44-ФЗ(данный пункт не требует размещения извещения), то для каких целей было размещено извещение 24 октября 2018?
Главный вопрос: что изменилось с 2014 года?
Изменилось наименование объекта и проектная организация:
Было: Хирургический корпус с инженерными коммуникациями и сооружениями ГБУЗ "Областная клиническая онкологическая больница" Ярославская обл., г. Ярославль, проспект Октября, д.67, ОАО «Ярославский проектный институт «Резиноасбопроект»
Стало: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями), Генеральная проектная организация - Акционерное общество «Группа компаний «ЕКС»
На основании какой конкурентной процедуры и какого государственного контракта АО «Группа компаний «ЕКС» стало генеральной проектной организацией – история умалчивает, данные в Единой информационной системе в сфере закупок о таких торгах и/или контракте мне обнаружить не удалось.
Если контракт не заключен, то кем, когда и на каком основании проводилась экспертиза проектной документации и оценка достоверности сметной стоимости?
В заключении об оценке достоверности сметной стоимости есть следующая фраза: «Контракт от 17.10.2018 № 1298Д-18/ГГЭ-13679/07-01/ГС возмездного оказания услуг по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости между ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ГКУ ЯО «Единая служба заказчика»».
Следовательно, еще один вопрос: каким образом сначала заключается контракт, потом размещается извещение? Если контракт был заключен по пункту 4 части 1 ст. 93 44-ФЗ(данный пункт не требует размещения извещения), то для каких целей было размещено извещение 24 октября 2018?
Главный вопрос: что изменилось с 2014 года?
Изменилось наименование объекта и проектная организация:
Было: Хирургический корпус с инженерными коммуникациями и сооружениями ГБУЗ "Областная клиническая онкологическая больница" Ярославская обл., г. Ярославль, проспект Октября, д.67, ОАО «Ярославский проектный институт «Резиноасбопроект»
Стало: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями), Генеральная проектная организация - Акционерное общество «Группа компаний «ЕКС»
На основании какой конкурентной процедуры и какого государственного контракта АО «Группа компаний «ЕКС» стало генеральной проектной организацией – история умалчивает, данные в Единой информационной системе в сфере закупок о таких торгах и/или контракте мне обнаружить не удалось.
Вопрос 3. Почему выполненные работы будут в полном объеме оплачены подрядчику вне зависимости от результатов заключения инспекции Государственного строительного надзора Ярославской области?
На основании части 6 статьи 110.2 44-ФЗ оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ. Методика составления указанных в части 6 статьи графиков 110.2 44-ФЗ утверждена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. № 336/пр “Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ”.
Методика предусматривает выделение суммы, которая подлежит выплате после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом работ. Размер такой суммы не может превышать 10 %. В соответствии с пунктом 4.5. проекта Контракта работы считаются выполненными в полном объеме с момента получения.
Пример на контракте суммой 1 000 000.
Два этапа – 600 тысяч первый этап;
400 тысяч второй этап.
По логике действующей документации:
Акт на 600 тысяч – в течение 30 дней оплата в размере 600 тысяч
Акт на 400 тысяч – в течение 30 дней оплата в размере 400 тысяч.
Итого оплата по контракту: 1 млн рублей.
Цена контракта оплачена поставщику вне зависимости от наличия положительного заключения.
По логике Методики: 10% от цены контракта выплачивается после приёмки всех работ.
Акт на 600 тысяч, в течение 30 дней оплата в размере 540 тысяч
Акт на 400 тысяч, в течение 30 дней оплата в размере 360 тысяч
Получение положительного заключения – в течение 30 дней оплата в размере 100 тысяч.
Итого оплата по контракту: 1 млн рублей.
Методика требует выделения указанной суммы в обязательном порядке, устанавливая ее размер не более 10% от цены контракта.
Документация, разработанная заказчиком, и в том числе предусмотренный в ней порядок оплаты, позволяет поставщику получить 100% денежных средств вне зависимости от итогового результата – будет получено положительное заключение инспекции Государственного строительного надзора Ярославской области или нет.
Данный вопрос поднимался мной на этапе общественного обсуждения крупной закупки, однако, заказчик предпочел оставить документацию без изменений.
На основании части 6 статьи 110.2 44-ФЗ оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ. Методика составления указанных в части 6 статьи графиков 110.2 44-ФЗ утверждена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. № 336/пр “Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ”.
Методика предусматривает выделение суммы, которая подлежит выплате после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом работ. Размер такой суммы не может превышать 10 %. В соответствии с пунктом 4.5. проекта Контракта работы считаются выполненными в полном объеме с момента получения.
Пример на контракте суммой 1 000 000.
Два этапа – 600 тысяч первый этап;
400 тысяч второй этап.
По логике действующей документации:
Акт на 600 тысяч – в течение 30 дней оплата в размере 600 тысяч
Акт на 400 тысяч – в течение 30 дней оплата в размере 400 тысяч.
Итого оплата по контракту: 1 млн рублей.
Цена контракта оплачена поставщику вне зависимости от наличия положительного заключения.
По логике Методики: 10% от цены контракта выплачивается после приёмки всех работ.
Акт на 600 тысяч, в течение 30 дней оплата в размере 540 тысяч
Акт на 400 тысяч, в течение 30 дней оплата в размере 360 тысяч
Получение положительного заключения – в течение 30 дней оплата в размере 100 тысяч.
Итого оплата по контракту: 1 млн рублей.
Методика требует выделения указанной суммы в обязательном порядке, устанавливая ее размер не более 10% от цены контракта.
Документация, разработанная заказчиком, и в том числе предусмотренный в ней порядок оплаты, позволяет поставщику получить 100% денежных средств вне зависимости от итогового результата – будет получено положительное заключение инспекции Государственного строительного надзора Ярославской области или нет.
Данный вопрос поднимался мной на этапе общественного обсуждения крупной закупки, однако, заказчик предпочел оставить документацию без изменений.
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Ресурсы:
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0171200001919000390
http://zakupki.gov.ru/epz/oboz/public/topic/comments.html?topicNumber=201900120701
http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=1911359
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0171200001914002292
http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2760424193215000029
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ep44/view/common-info.html?regNumber=0871200000814000105
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ep44/view/common-info.html?regNumber=0871200000818000071
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ep44/view/common-info.html?regNumber=0871200000818000072